Техника прорицания |
Хотя порицание является неотъемлемой частью любых
форм магии, в вудуистских традициях ему придается еще более важное
значение. Ведь каждое прорицание - это призывание богов.
В своей изначальной форме многие традиционные африканские методы прорицания невероятно сложны. В Новом Свете они значительно упростились, но все равно многие правила и тонкости прорицания передаются только устно от учителя к ученику. Таким образом, это действительно секретное знание. Поскольку наша книг а предназначена для практика-самоучки, не воспитанного в традициях сантерии или макумбы, мы отобрали только такие методики прорицания, которые достаточно эффективны, будучи относительно простыми. В афро-карибских традициях используются пять основных методов
прорицания:
Применения маятника Маятник, или отвес - это хорошо сбалансированный грузик, подвешенный на нитке или тонкой цепочке. Можно сделать маятник самому: из колец или гаек. Главное - хорошо его сбалансировать. Авторы этой книги пользуются профессионально сделанными маятниками из латуни или меди. Маятник должен иметь форму пули или луковки. Иногда внутри маятника имеется пустое пространство - для "свидетеля". "Свидетель" - это примерно то же, что "связующее звено" в оперативной магии. В оккультных магазинах, ориентированных на "нью-эйджерскую" публику, нам приходилось встречать маятники из кристаллов кварца на цепочке. По нашему мнению, такие маятники практически бесполезны, так как они плохо сбалансированы и слишком легки. Если вам действительно нужен маятник, советуем не торопиться и найти хороший, профессионально сделанный. Стоят они недорого - обычно до 20 долларов. Теоретически в применении маятника нет ничего сложного, но на практике вам понадобятся время и терпение, чтобы "войти в курс дела". Главное - нужно сопротивляться искушению "заставить" маятник говорить вам то, что вы хотите услышать. По нашему опыту, для общения с духам лучше всего использовать ту руку, которой вы пишете, хорошо закрепив ее (то есть поставив локоть на стол или, если вы сидите на полу со скрещенными ногами, на колено). Маятник нужно "обучить". (На самом деле это, скорее, ваше сознание учится пользоваться маятником.) Для этого нужно немного качнуть его вперед-назад по прямой линии, направленной от вас. Затем попросите маятник показать вам то движение, которое будет означать "да". Обычно это круговое движение по часовой стрелке, но не всегда. Затем попросите показать движение, означающее "нет". Если это не получается, можете сами сказать маятнику, что круги по часовой стрелке означают "да", и специально покрутить маятник в этом направлении. Аналогичным образом поступаем и для "нет". У большинства людей с практикой ответы маятника становятся все более разборчивыми. Некоторые стразу же становятся мастерами работы с маятником, но таких людей мало. А бывают и такие, у которых вообще ничего с маятником не получается. В этом случае следует отложить маятник до той поры, пока человек не почувствует непреодолимое желание попробовать еще раз. Мы знаем людей, которые поначалу были неспособны работать с этим инструментом, но через некоторое время неожиданно стали настоящими профессионалами - без какой-либо практики! Показателем эффективности любой прорицательной системы является точность предоставляемой ею информации. Если вы еще не уверены в этом или любом другом методе, вы должны проверять ответы, а не просто считать их заведомо правильными. Это называется "тестированием" прорицания. Маятник также широко используется в комплекте с доской уия, на которой по дуге или по кругу расположены буквы алфавита и цифры (а также слова или символы "да" или "нет"), от которых к центру доски тянутся прямые линии. Маятник держат над такой доской и задают вопросы. Ответы на них слагаются из букв и цифр, на которые поочередно указывает маятник. Иногда этот процесс (радиэстезия) длится очень долго и утомителен для руки. Доски уия иногда бывают в магазинах. Можно сделать доску и самому.
Оби Оби - это четыре плоских предмета, которые можно легко перемешивать. Две стороны каждого предмета должны четко различаться. Обычно одна сторона темная, а другая светлая. Традиционные оби - это четыре дольки ореха кола или четыре кусочка свежего кокосового ореха. Мы используем в качестве их заменителя стеклянные кругляши для оформления цветочных композиций и аквариумов. На одну сторону этих темных кругляшей мы приклеили светлые бумажные круги (краска на стекле плохо держится). В крайнем случае можно взять и просто четыре монеты. Задаются вопросы, ответами на которые могут быть не только "да" и "нет", но также "да" и "нет" в различных степенях. Если бросать оби несколько раз, можно получить довольно подробные прогнозы. При одном бросании возможны пять вариантов выпадения оби. Каждый вариант имеет свое название и значение. Обычно оби бросают один раз на один вопрос, но допускается и серия вопросов. Важное исключение из предыдущего правила: Если выпадает Алафия (Мир) или Этава (Борьба), вы обязательно должны бросать оби еще раз, чтобы завершить ответ. Но это применимо только к первому бросанию. Трясут оби не более двух раз. Допустим, что при первом бросании выпала Этава, а при втором - Алафия. Это и будет ответом (борьба становится миром). По этому вопросу больше оби не бросают. Процесс прорицания довольно прост. Добейтесь медитативного и серьезного состояния сознания и совершите очищение комнаты, в которой будете работать. В Бразилии иногда выкладывают по кругу цепочку или шнур, чтобы обозначить священное пространство, в котором будут бросаться оби. В сантерии оби часто ритуально очищают в чаше с освященной водой. Попросив духов (или конкретного духа) прийти и ответить на ваш вопрос, встряхните и бросьте оби и прочтите ответ. Можно совмещать использование оби и маятника, чтобы получать более подробные ответы.
Пять вариантов раскладов при бросании оби называются оду. Ниже приводятся прорицательные значения оду: В широком значении - спокойствие и безмятежность. Читатель может предположить, что это самый благоприятный из всех пяти оду, поскольку он состоит только из "позитивной" энергии. Это не совсем так. Алафия - расклад несбалансированный. Да, покой - это хорошо, но в слишком сильной степени он приводит к вялости и несобранности. Тем не менее, это хороший знак, особенно если он появляется после "Борьбы". Если же Алафия выпадает при первом бросании, ответ не может считаться законченным; оби следует перемешать и бросить снова. Как и следует из названия, Этава символизирует конфликт. Это может быть конфликт между людьми или борьба с трудной ситуацией. Недоразумение, путаница, вещи не на своих местах. Как и Алафия, Этава считается неполным ответом при первом бросании, поскольку любой конфликт должен чем-то заканчиваться. Это самый благоприятный из всех пяти оду. Означает совершенное равновесие сил тьмы и света, создающее гармоничную, уравновешенную ситуацию. Просим вас отметить это важное различие между вуду и христианством: в вуду (а также в китайском даосизме и тантрическнх традициях Индии и Тибета) предпочтительным является равновесие света и тьмы, а в христианстве (а также исламе) - чистый свет без всякой тьмы. Этот оду означает обычный, средний уровень. Общее значение: все идет более или менее хорошо. Но ситуация может в любой момент измениться к худшему. В переводе с языка йоруба ойекун означает "сумерки", но, как нам кажется, слово "тьма" точнее передает значение этого оду. Это полная противоположность Алафии, высший уровень отрицательной энергии. В традиции сантерии этот оду указывает на самые худшие влияния. При выпадении Ойекуна рекомендуется сразу же прекратить прорицание, зажечь свечу и попросить предков о защите. В лучшем случае Ойекун может означать, что на вопрос нет ответа.
Если первыми выпадают Алафия (Мир) или Этава (Борьба), нужно бросать оби еще раз, чтобы завершить ответ. При этом образуется комбинация из двух раскладов. Такие комбинации называются омо-оду, что означает "дети оду". Начнем с омо-оду, получающихся при первой Алафии:
А вот омо-оду, получающиеся при первой Этаве:
Лос Караколес, или "доска ифы" Гадание на раковинах каури - центральная прорицательная техника в сантерии (напомним, что сантерия - это магические традиции Кубы, Пуэрто-Рико и Виргинских островов, распространившиеся ныне в США) и бразильской макумбе. Берет начало в культуре йоруба. Гаитянское гадание на каури происходит из других районов Африки. К тому же Гаити на протяжении почти столетия было изолировано от внешнего мира (Соединенные Штаты и Европа не признавали государства, возникшего в результате успешного бунта рабов). Поэтому о тамошних методах прорицания известно гораздо меньше. В самом простом варианте первоначальной формы гадания на каури использовались шестнадцать раковин. Кроме того, из особого мешка наугад вытаскивали несколько других предметов, которые должны были указать на положительный или отрицательный аспект расклада. Все гадательные операции в Африке обычно выполняются на красивом резном деревянном подносе ("Доске"), с одной стороны которого изображена голова покровителя прорицания Ифы, а в США - на специально освященном соломенном коврике. В Бразилии сакральный крут обозначают цепочкой или шнуром. Перед гаданием призывают одного из Владык Перекрестков (см. главу 11), а затем бросают раковины - один раз или больше. Раковины подпилены таким образом, что имеют две четко выраженных стороны (как монеты). Есть вариант этого метода, когда шестнадцать плоских кусочков металла прикрепляются к цепи, которая встряхивается и затем выкладывается в форме подковы. Насколько нам известно, этот метод сейчас практикуют только в Африке, но возможно, он до сих пор в ходу и в некоторых районах Бразилии. Если используются раковины каури, то их зубчатые щели считаются "ртами духов", и подсчитываются только те раковины, которые выпали "ртом" кверху. С каждым числом (от 1 до 16) (точнее с каждым оду, которых в полном варианте прорицания может быть не 16, а 256), получаемым при подсчете раковин, выпавших "ртом" кверху, связаны определенные "изречения" и мифологические рассказы (Ср. "афоризмы" н комментарии к гексаграммам китайской "Книги Перемен" Сами "изречения" см. в Приложении). Кроме того, каждому числу соответствуют особые очистительные заклинания, эббо. Как сообщают специалисты, эта прорицательная система содержит не менее пятисот "тайных" значений, которые и по сей день передаются только устно. Вот почему мы создали этот упрощенный метод прорицания, который соответствует духу системы и доступен для начинающего. Еще раз подчеркиваем, что мы представляем здесь новую, адаптированную версию "Доски Ифы", а не тот метод прорицания, которому вас научил бы посвященный сантеро или жрец макумбы.
Вам понадобится шестнадцать раковин каури. Вообще-то раковин должно быть восемнадцать, но две из них не используются при гадании. Они считаются стражами оракула. Для прорицателя, не имеющего должного посвящения, шестнадцати вполне хватит. Раковины должны быть маленькие, сантиметра полтора-два. Большие каури, которые продаются в сувенирных лавках на морских курортах, не подходят. Верхнюю часть раковины ("горб") надо сточить напильником, чтобы раковины могли с равной степенью вероятности падать на одну из двух плоских сторон.
Нарисуйте на ней (или приклейте) следующий чертеж. Его разделы, цвета и символы были получены в ходе сеанса с маятником. Таким образом, мы представляем прорицательную систему, полученную посредством прорицания!
В верхнем левом углу находится символ Легбы, Владыки
Перекрестков, опекающего двери и дороги и передающего информацию. Символ
рисуется белым на черном фоне. Этот сектор "Доски" представляет
положительную, доброжелательную, мужскую энергию. Он особенно важен при
вопросах, имеющих отношение к коммуникациям, путешествиям, контрактам и
"белой магии".
Значения, которые мы здесь приводим, основаны на традиционных шестнадцати "изречениях". Напоминаем, что на языке йоруба выпавшие при прорицании расклады и их значения называются оду. Каждое прорицательное значение - оду связано с числом от 1 до 16. Это число тех раковин каури, которые при бросании упали "ртами" вверх. 1. "Ни то, ни се". В данной ситуации не происходит ничего
существенного: ни хорошего, ни плохого.
Перед тем, как брать раковины, тщательно вымойте руки, мысленно представляя себе, как при этом очищается и ваш дух. Поставьте "Доску" на алтарь или на пол. Поприветствуйте Владыку Перекрестков (см. главу 11) и попросите его быть посредником в вашем диалоге с духами, чтобы отвечали вам четко и правдиво. Если вы гадаете для другого человека, надо дать ему возможность подержать раковины в руках и подумать о своем вопросе. Затем раковины возвращаются к прорицателю. Он держит их в обеих руках, сложив ладони как для молитвы, а затем высыпает на поднос. После этого прежде всего нужно сосчитать раковины, которые "говорят" (то есть лежат зубчатым "ртом" кверху). Это число и будет общим результатом гадания, дающим общий ответ на вопрос. Ответ, как и в И-Цзине, может быть прямым либо даваться в форме совета. Теперь обратите внимание на четыре сектора "Доски". Посчитайте говорящие раковины в каждом секторе. При этом в каждом секторе получается отдельный ответ. Если раковина упала на разделительную линию между секторами, ее учитывают для общего ответа, но НЕ учитывают ни в каком секторе. Тот сектор "Доски", в который попало больше всего говорящих раковин, указывает на доминирующую в данной ситуации энергию. Соответственно, сектор с наименьшим числом таких раковин означает слабейшую энергию. Сектор с самым положительным оду может указать выход из трудного положения. Итак, раковины вместе с "Доской" образуют нечто вроде очень упрощенной астрологической карты. В сложных случаях прорицание можно повторить два раза или больше, но НЕ СТАРАЙТЕСЬ ПОЛУЧИТЬ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ИМЕТЬ. Духи очень не любят таких вещей. Предположим, что вы получили благоприятный оду в качестве общего ответа, но большая часть говорящих раковин находится в верхнем правом секторе, управляемом Эрзули Дантор. Это означает успех, но успех, добытый ценой большого эмоционального напряжения и в жесткой конкурентной борьбе. Точный оду этого сектора расскажет вам подробнее о природе и причине напряжения. С практикой вы научитесь получать развернутую картину ситуации, совсем как при прорицании Таро, и давать подробные советы, как при использовании И-Цзина.
Одержимость (измененное состояние сознания) В христианской культуре одержимость духом считается одной из самых ужасных и опасных вещей. Дух - это всегда бес. Единственное исключение - "впускание Иисуса в свое сердце", хотя мы не видим тут принципиальной разницы в механизме самого процесса. Одержимость в традициях вуду почти всегда происходит во время групповых ритуалов, часто после многочасовых предварительных церемоний. Хотя нормальный западный человек считает, что одержимость - это обман или, в лучшем случае, что-то вроде гипноза, документально зафиксированы случаи, когда скептические наблюдатели сами подвергались одержимости, присутствуя на вудуистских ритуалах в Гаити, Бразилии и других местах. Почти во всех таких случаях скептики забывали о том, кто они такие, ощущали невероятный подъем сил и иногда становились нечувствительными к огню - в зависимости от того, какой дух ими овладевал. Они начинали говорить на местном наречии (независимо от того, знали ли они его раньше) и могли давать собравшимся советы, производить исцеления и т.п., как настоящие медиумы. Придя в себя, скептики-христиане обычно ощущают крайнюю растерянность или гнев. Такую одержимость духами, которую материалистические ученые долгое время считали психозом, а христианские миссионеры - происками дьявола, сейчас многие этнологи признают нормальным, здоровым явлением. Она распространена во всех культурах, где ее не подавляют и не запрещают, как в нашем обществе. Уэйд Дэвис, автор "Змея и радуги", был достаточно честен, чтобы признать, что он был свидетелем необъяснимых явлений (в том числе и одержимости), и достаточно смел как ученый, чтобы признать, что наука не может опровергнуть существование духов. В "Божественных всадниках", отчете о своем изучении Гаити, кинорежиссер Майя Дерен рассказывает, как она несколько раз переживала спонтанную одержимость духом Эрзули и выступала в роли этой богини перед участниками празднеств. После каждого одержания она не помнила абсолютно ничего. Госпожа Дерен явно сама не знает, что и думать обо всем этом, поскольку эти замечательные факты она поместила в самый конец книги, в приложения. Одержимость обычно начинается с онемения конечностей, иногда в сочетании с непроизвольными конвульсивными движениями. Если такое случается, человека не следует трогать: нужно только следить, чтобы он не причинил сам себе вреда. Иногда все этим и кончается и полной одержимости не происходит. Если же другая личность все-таки проявляется в теле медиума, руководитель ритуала должен потребовать, чтобы она назвала свое имя. Если дух согласен сотрудничать, можно начинать задавать ему вопросы. Если дух неуправляем, или дезориентирован, или враждебно настроен, главный маг должен властно и непреклонно заставить его уйти. Традиционно для этой же цели используются колокольчики и опрыскивание специальной освященной жидкостью. Это древний метод, известный всем древним культурам и скопированный (как и многие другие языческие практики) христианской церковью. Человек, подвергшийся воплощению духа, после этого может чувствовать себя физически изможденным, иногда даже целый день. Очень важно, чтобы духа вслух попросили покинуть человека и не воплощаться снова, пока его не попросят об этом в ходе соответствующего ритуала. Для мага-одиночки испытать одержимость маловероятно, да и, пожалуй, нежелательно. Но если вы все же захотите попробовать, то прежде всего придется преодолеть присущее нам всем подсознательное иудео-христианское сопротивление трансовым состояниям. Техники аутогипнотической медитации в сочетании с магическим ритуалом могут улучшать психическое функционирование и порождать интереснейшие психофизические реакции, которые антропологи называют "экстатическими". Эти переживания относятся к той же категории, что и путешествия в "мир духов" в традиционных культурах. Редко, но случается и настоящий "внетелесный опыт". Чтобы научиться самогипнозу, требуется время и терпение, хотя сама техника довольно проста. Ее можно изучать при помощи специальных аудиокассет или под руководством профессионального гипнотизера. Мы рекомендуем кассетами пользоваться как можно меньше, а использовать ваш собственный голос. Вашей целью не является полное достижение сомнамбулического состояния, да оно и бесполезно, если вы работаете в одиночку. В этой книге уже описывались методики, которыми авторы пользуются в совместной работе. Сейчас мы расскажем о гораздо более простой технике, которую применяет С. Джейсон Блэк при самостоятельной работе. Сядьте на стул с прямой спинкой (не ложитесь!) перед столом. Можно сидеть, скрестив ноги, на полу, но только в том случае, если вы сможете так сидеть целый час без малейшего неудобства. До начала этого упражнения выполните очистительный ритуал. На столе должен быть устроен магический алтарь. На нем должны гореть свечи, даже если дело происходит днем. Центром алтаря (какие бы другие предметы на нем ни находились) должен быть кристалл, отражающий свет свечей. Джейсон использует полированный шар из кристалла кварца на медной подставке. Поскольку такой шар довольно дорог, можно заменить его кристаллом кварца. Важно, чтобы кристалл отражал свет, а кварц делает это лучше, чем обычное стекло. Повернитесь лицом к кристаллу, зафиксируйте на нем взгляд и скажите себе шепотом, что вы не можете отвести от него глаз. Скажите себе, что с каждым дыханием, с каждым словом, которое вы произносите, вы глубже и глубже входите в транс. Скажите себе, что ваше тело становится жестким, застывает, не может двигаться, но не чувствует никакого напряжения. В качестве звукового фона, если хотите, чтобы таковой был, можно использовать записи песнопений тибетских монахов. Они есть в продаже и весьма полезны для данной цели. По ходу дела вы обнаружите, что ваше дыхание несколько раз менялось. Вам следует контролировать дыхание (замедлять его) только в самом начале процесса. Чем глубже вы входите в транс, тем больше будет меняться ваше дыхание (самым неожиданным образом), "не пересекаясь" при этом с вашим психическим состоянием. Пусть так и происходит. Дыхание может стать быстрым, поверхностным или замедленным. Подобные явления описаны в книгах по тантрической йоге. Продолжая смотреть на кристалл, скажите себе, что ваше сознание поднимается из тела на высший, причинный план бытия. Затем скажите себе, что вы будете считать до десяти, и на счет "десять" откроются все ваши духовные и психические центры. Считайте медленно, по одному счету на дыхание. Позвольте трансу углубиться. Некоторое время ничего не делайте. Просто сидите, пока сидится. У Джейсона эта стадия занимает от сорока пяти минут до часа. Когда почувствуете, что транс углубился, снова скажите себе, что вы будете считать до десяти. Убедите себя в том, что кристалл - это ворота в мир духов и через него вы сможете связаться с нужным вам существом (если это и есть ваша цель). Досчитав до десяти, вы войдете еще глубже в транс и пройдете через ворота в царство духов. После этого расслабьтесь. Вам предстоит разговаривать с духом. Не старайтесь предугадать то, что вы увидите. В любое время вы можете позволить себе немного пошевелиться, чтобы воспользоваться маятником или прочесть нужное призывание из книги. Делайте это медленно, чтобы не нарушать состояния транса. Затем вернитесь в расслабленное сидячее положение. Когда вы решите, что ритуал-медитация достиг цели, попрощайтесь с духом и попросите его сделать работу по вашему поручению. Затем скажите себе, что вы будете считать от пяти до одного и на счет "один" придете в полностью бодрствующее состояние, сохранив при этом силу или знание, полученные в трансе. После этого хорошо бы ритуально очистить место медитации. Если вы будете терпеливы и уделите этой практике достаточно времени (по меньшей мере три раза в неделю), то не пожалеете об этом. Поначалу будет неинтересно. Несколько попыток не удовлетворят ваши ожидания. Не обращайте на это внимания! Если вы потренируетесь пять дней из семи, то уже к концу первой недели получите очень интересный опыт. Ключи к успеху в этой работе - терпение и желание. |
Глава 9 |
Глава 11 |